Топ 100 лучших книг в жанре: Древнерусская литература

Топ лучших книг портала Fanread в жанре Древнерусская литература по пользовательскому рейтингу. Каждый посетитель может оценивать книги по десяти бальной шкале. Хочешь выбрать что почитать из самого интересного - заходи сюда.
История Российская. Часть третья
2003
5
Слуги Божии. Немцы мира просят. Высокомерие. Варяги. Бой на Ижоре. Храбрые воины. Шведы побиты. Пришли некие от западных стран, которые называли себя слуги Божии, в Новгород видеть великого князя Александра Ярославича, желая мир сотворить. Он же отпустил их тщетными. Слышал же сие король части римской от полуночной стороны, которые ранее варяги и готы, ныне свии именовались, и собрал силу многую, мейстеров, бискупов, свею, мурман и готов, и наполнив корабли свои полками своими, пришел в реку Неву, начал ижору и вотов пленить, желая сделать своей Ладогу, а также и Новгород и всю землю Новгородскую. Наперед же послал послов своих ко Александру Ярославичу, говоря такое: «Если не хочешь противиться мне, и вот я пришел уже, приди и поклонись, проси милости, и дам тебе, сколько хочу. Если же воспротивишься, попленю и разорю всю, и порабощу землю твою, и будешь мне раб и сыновья твои». Князь же Александр Ярославич, слышав слова сии, разгорелся духом, послал вскоре воинов собирать, а сам вошел …
Слово о погибели Русской земли
5
Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными [1] , горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными [2] , домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская! Отселе до угор и до ляхов, до чахов [3] , от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици [4] погании и за дышючим морем [5] , от моря до болгар, от болгарь до буртас [6] от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, …
История Российская. Часть четвертая
2003
6.25
6978 (1470). Вятчане отрекаются. Вольница на войну. Новгород Старый. Руно. Рознежа. Чебоксары. Войска к Казани. Остров Коровий. Ирихов остров. Татары побиты. Татары побиты. Русские побиты. После Великого дня на другой неделе послал князь великий на Казанские места рать в судах, воеводу Константина Александровича Беззубцева, а с ним многих детей боярских двора своего, также и от всей земли своей детей боярских, изо всех городов своих, изо всех вотчин братии своей по тому же. А с Москвы послал сурожан, и суконников, и купчин людей знатных, и прочих всех москвичей, которые пригожи, по их силе, а воеводу над ними поставил князя Петра Васильевича Оболенского. И те пошли Москвою рекою к Новгороду Нижнему. А коломничи и все, которые выше их по Оке, Окою рекою пошли, и муромцы также, а владимирцы и суздальцы Клязьмою, дмитровцы, можайцы, угличане, ярославцы, ростовцы, костромичи и прочие все поволжане Волгою к Новгороду же. И сойтись положили на один срок, и сошлись все те в одно место в Новгород. …
Алеша Попович и Илья Муромец
6.25
Во славном было во городе во Ростове, У того попа ростовского Едино было чадо милое, Удал добрый молодец на возрасте По имени Алешенька млад. И стал Алешенька конем владеть, И стал Алешенька мечом владеть, Приходит Алешенька ко своему родителю, К тому попу ростовскому, И падает ему во резвы ноги, И просит у него благословеньица Ехать да во чисто поле во раздольице Ко тому ли ко синю морю, На те же тихи заводьи, Стрелять гусей, белых лебедей, Перистых, пушистых серых утицей, И стрелять во мерочки во польские, Во то ли вострие ножевое. И просил он себе у родного батюшки, У того ли попа ростовского, Себе дружинушку хорошую, Хорошую да хоробрую. И дал ему ростовский поп, Своему чаду милому, Благословенье с буйной головы до резвых ног. И пошел же Алешенька на конюшен двор Со своей дружиною хороброю, И брали они коней добрыих, Надевали они на коней седелушка черкальские, И затягивали подпруги шелковые, И застегивали костылечки булатные Во ту ли кость лошадиную, И сами коню приговаривают: «Уж …
Алеша Попович освобождает Киев от Тугарина
6.25
Да и едет Тугарин-то да Змеёвич же, Да и едет Тугарин да забавляется; Впереди-то бежат да два серых волка, Два серых-то волка да два как выжлока; Позади-то летят да два черных ворона. Да и едет Тугарин да похваляется: «Уж я город-от Киев да во полон возьму, Уж я божьи-ти церкви да все под дым спущу, Уж я русских богатырей повышиблю, Да и князя-та Владимира в полон возьму, Да княгиню Апраксию с собой возьму». Приезжал-то Тугарин да в стольный Киев-град, Приезжал-то ко князю да ко Владимиру. Да встречат-то его батюшка Владимир да стольно-киевский Да со матушкой княгиней Апраксией-королевичной. Заводилось пированье да тут почестен стол, Да собиралися все князья и все бояра. Тут несли как Тугарина за дубовый стол, Да несло двенадцать слуг да ведь уж князевых Да на той же доски да раззолоченной. Да садился Тугарин да за дубовый стол, Да садилася матушка княгиня Апраксия-королевична. Да принесли-то ведь как да лебедь белую. Она рушала, матушка Апраксия, лебедь белую Да урезала да руку правую; …
Алёша Попович и Еким Иванович
6.25
Алеша Попович млад Со Екимом сыном Ивановичем Выезжали на расстани на широкие; На расстанях лежит бел-горюч камень, На камешке подписи подписаны, Все пути-дорожки рассказаны. Тут-то Алеша, поучен человек, Соскакивал со добра коня, На камешке надписи рассматривал, Все пути Екиму рассказывал: – Слушай-ка, Еким сын Иванович: Первая дорожка – в Чернигов-град, Вторая дорожка – в Путерему, Третья дорожка – в славен Киев-град. Во Чернигове-городе не бывано, И пива, вина много не пивано, Калач бел-крупищат не рушиван, И белая лебедка не кушана; Домы, кабаки были вольные, Молодушки были приветливы, Девушки – прелестливы; А мы с тобой, Екимушка, упьянчивы, Запьемся, Екимушка, загуляемся, Потерять-то нам будет слава добрая, Вся-де выслуга богатырская. Тоже-де в Путереме не бывано, И пива и вина много не пивано, Калач бел-крупищат не рушиван, И белая лебедка не кушана; Дома, кабаки были вольные, Молодушки были приветливы, Красны девушки прелестивы; А мы с тобой, Екимушка, упьянчивы, Запьемся, Екимушка, …
Алёша Попович и сестра Петровичей
6.25
У Владимера-князя был поцестён пир. Да все на пиру напивалисе, Да все на цесном наедалисе: Да все на пиру приросхвастались: Да иной хвастат золотой казной, Как иной хвастат молодой жоной, Как иной хвастат конём ежжалым-е, Как иной хвастат быком кормлёным-е. И сидят как два Петра Петровиця, Они не пьют, не едят, ницём не хвастают. Говорят как им как товарышши: – Уш вы ой еси, два брателка! Не пьитё, не едите, ницём не хвастаете.- – Уш мы цем же будем хвастати? Ишша нету у нас золотой казны, Ишша нету у нас молодой жоны, Ишша нету у нас быка кормленого, Ишша нету у нас коня ежжалого,– Только есь у нас ёдна сёстриця, Ишша та же Еленушка Петровна-свет; Как нихто не видал в едной рубашецьки, А в едной рубашецьки, без поеса, А в единых цюлоциков, без чоботов Подскоцил Олешецька Поповиць сын. – Уш вы ой еси, два брателка! Вы не хвастайте своей сестрицей А и той жа Еленушкой Петровною: Я видал вашу веть сестрицю А в единой рубашецьки, без поеса, А в единых цюлоциков, без чоботов; Вы поди-тко веть …
Алёша Попович и Тугарин
5
* * * Сейчас, конечно, трудно судить со всей определенностью: был или не был в конце XII – начале XIII века у Всеволода Большое Гнездо, у Константина Ростовского и Мстислава Киевского такой богатырь – Александр Попович? Или же летописные известия, сказания и повести о нем «вставлены» в летописи уже в XV–XVII веках? И какого Александра Поповича можно считать прототипом былинного Алеши Поповича: погибшего с семьюдесятью русскими богатырями в исторической битве на Калке в 1223 году или другого Поповича и другого Александра, который, согласно тем же летописям, был современником Владимира Мономаха и в 1001 году (за два с лишним столетия до Калкской битвы) убивый самого могучего печенежского богатыря, пленил и привез в Киев их князя Родмана (почти так же, кстати, как Илья Муромец привез в Киев Соловья-разбойника), а в 1004 году вновь пошел на печенези , которые в ужасе побегоша в поле , услышав о его приближении? Или же речь идет о двух разных богатырях с одним именем: мало ли на Руси было «поповичей», …
НАЦІОНАЛЬНЫЯ И3ОБРАЖЕНІЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВЪ.
1799
5
VIII . МАТРОС ПРОДАЮ Щ ИЙ СЕРНЫЕ СПИЧКИ. Матросы между работою своею при коробельном строении в Адмиральтействе, по праздникам и вечерам, упражняются в разном рукоделии, для продажи. Они делают столы, стулья, скамьи, сапожныя правила, щотки, и тому подобные разные вещи, но те кои не способны ни к какому ремеслу, делают метлы, веники, и серныя спички. Пучек оных спичек едва можно обнять рукою продают по копейке. Строевое их платье короткие с рукавами безфалд зеленаго сукна камзолы, такогож цвета широкие с напуском штаны, подвязанные тесьмою под коленом: круглая с лентою шляпа и стамедной красной кушак, но в свободное от должности время носят они собственное платье: при работе сшитое из парусины, а для прогулки, суконныя зеленаго цвета кафтаны с белым подбоем делаются с зади руским покроем с пугавицами в два ряда по сертушному, подпоясывается красным кушаком ; на голове зимою круглая шапка с кошичьим околышем и с зеленым верхом. Это может быть для того, что они также проворно лазят на мачту …
О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги
1858
5
Но неприязнь народная всегда выражается прозванием суровым или насмешливым. Трепетавшие греки и римляне прозвали своих громителей варварами, так же как древние славяне прозвали все западные народы немцами, а северо-восточных соседей – чудью, чухнами и маймистами. (Примечание 1) Устрашенным грекам и римлянам было не до изысканий, кто обитает далее за их варварами. Они не рассудили, что их варвары суть юго-восточные, большей частью кочевые племена славянского народа или пришельцы из Азии, переливавшиеся прикаспийской страной в Европу, увлекавшие туземных жителей в свой водоворот, и решили, что за варварами нет более мира или есть обиталища таких же варваров, – пока в VI веке не услыхали от Иорнанда, готского историка, о славянских племенах: венедах , обитавших у берегов Венедского (Балтийского) моря, от Западной Двины до Эльбы, антах и собственно о северных славянах. Это сведение Иорнанда имеет величайшую важность для древней истории северных славян; он говорит: «Slavini a xivitati nova et …
Добрыня и Маринка
5
* * * Всего известно более ста записей былин о Добрыне Никитиче, из них вариант, записанный А.Ф. Гильфердингом 21 июля 1871 года в пудожcкoй деревне Рим от замечательного сказителя Петра Лукича Калинина, имеет особую ценность. В этом «контаминированном» варианте с огромным художественным мастерством соединены почти все известные сюжеты о Добрыне Никитиче: Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей, Добрыня и Забава Путятична, женитьба Добрыни, Добрыня и Алеша Попович. Сюжеты как старые, традиционные (Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей), так и новые (женитьба Добрыни на богатырше Настасье Микулишне). Сказитель создал, таким образом, целую поэму о Добрыне Никитиче (в ней 11093 строк), по праву принадлежащую к лучшим образцам русского народного эпоса. Необычно и композиционное построение былины. Она разделена на три части, начинающиеся словами: Добрынюшки-то матушка говаривала, Никитичу-то родненъка наказывала. И далее следует развитие сюжета, в первом случае матушка наказывает Добрыне не ходить к той …
Добрыня и Змей
6.25
* * * А.Ф. Гильфердинг. Онежские былины, т.2 № 148. Записано от Абрама Евтихиевича Чукова, пудожского крестьянина из деревни Горки. Цитируется по: Б95 Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. /В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон; М.: Дет.лит., 1989 ISBN 5-08-000983-8 Коментарии: В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон Вариант 2 Да и спородила Добрыню родна матушка Да возростила до полнаго до возраста; Стал молоденькой Добрынюшко Микитинец На добром коне в чисто поле поезживать, Стал он малыех змеёнышев потаптывать. Приезжал Добрыня из чиста поля, А и сходил-то как Добрынюшка с добра коня И он шол в свою полату в белокаменну, Проходил он во столову свою горенку, Ко своей ко родною ко матушки. Говорила тут Дабрыни родна матушка: – Ай же свет, моё цадо любимое, Ты молоденькой Добрынюшка Микитинец! Ты на добром коне в чисто поле поезживашь, Да ты малыех змеёнышев потаптывать. Не съезжай-ко ты, молоденькой Добрынюшка, Да ты далече-далече во чисто поле, Ко тым славныем …
Національныя изображенія промышленниковъ.
1799
5
VIII . МАТРОС ПРОДАЮ Щ ИЙ СЕРНЫЕ СПИЧКИ. Матросы между работою своею при коробельном строении в Адмиральтействе, по праздникам и вечерам, упражняются в разном рукоделии, для продажи. Они делают столы, стулья, скамьи, сапожныя правила, щотки, и тому подобные разные вещи, но те кои не способны ни к какому ремеслу, делают метлы, веники, и серныя спички. Пучек оных спичек едва можно обнять рукою продают по копейке. Строевое их платье короткие с рукавами безфалд зеленаго сукна камзолы, такогож цвета широкие с напуском штаны, подвязанные тесьмою под коленом: круглая с лентою шляпа и стамедной красной кушак, но в свободное от должности время носят они собственное платье: при работе сшитое из парусины, а для прогулки, суконныя зеленаго цвета кафтаны с белым подбоем делаются с зади руским покроем с пугавицами в два ряда по сертушному, подпоясывается красным кушаком ; на голове зимою круглая шапка с кошичьим околышем и с зеленым верхом. Это может быть для того, что они также проворно лазят на мачту …
Илья Муромец и дочь его
6.25
И розгорелось сердцо у богатыря Да й у стараго казака Ильи Муромца, Заносил-то он свою да ручку правую, Заздынул он ручку выше головы, Опустить хотит ю ниже пояса; Тут по божьему да по велению Права ручушка в плечи да остоялася, В ясных очушках да й помутился свет, Так он стал у поляницы-то выспрашивать: – Ты скажи-тко, поляница, мни, проведай-ко, Ты коёй земли да ты коёй Литвы, Тобя как-то поляничку именем зовут, 3величают удалую по отечеству?– Говорила поляница й горько плакала: – Ай ты, старая базыка новодревная! Тоби просто надо мною насмехатися, Как стоишь ты на моёй да на белой груди, Во руки ты держишь свой булатний нож, Роспластать ты мни хотишь да груди белыи! Как стояла б я на твоей белой груди, Я пластала бы твои да груди белыи, Доставала бы твое сердце со печенью, Не спросила бы ни батюшка, ни матушки, Твоего-то я ни роду да ни племени.– Тут у стараго казака Ильи Муромца Розгорелось ёго сердце богатырское Ён еще занес да руку правую, А й здынул-то ручку выше головы, А спустить …
arrow_back_ios