Древнерусская литература

Сортировать:
На этой странице вы можете найти и скачать книги жанра «Древнерусская литература» бесплатно. Для поиска используйте функционал сортировки книг по рейтингу, количеству просмотров, дате публикации, c помощью него расширяются возможности, вы сами оцените простоту и удобство интерфейса. Читать книги из жанра «Древнерусская литература» можно на мобильных устройствах с Android и iOS: iPhone, iPad, а также на Kindle. Надеемся вам понравится!
Илья Муромец и Идолище
6.25
Да еще уветливо да приветливо. Служил-то я у князя Володимера, Служил я у его ровно тридцать лет, Не выслужил-то я хлеба-соли там мяккии, А не выслужил-то я слова там гладкаго, Слова у его я уветлива есть приветлива. Да ах ты царь Костянтин Боголюбовиц! Нельзя-то ведь еще мне зде-ка жить, Нельзя-то ведь-то было, невозможно есть: Оставлен есть оставеш (так) на дороженки.– Как царь-тот Костянтин Боголюбович Насыпал ему чашу красна золота, А другую-ту чашу скачна жемчугу, Третьюю еще чиста серебра. Как принимал Ильюшенка, взимал к себе, Высыпал-то в карман злато-серебро, Тот ли-то этот скачный жемчужок, Благодарил-то он тут царя Костянтина Боголюбова: – Это ведь мое-то зарабочее.– Как тут-то с царем Костянтином роспростилиси, Тут скоро Ильюша поворот держал. Придет он на уловно это мистечко, Ажно тут Иванищо притаскано, Да ажно тут Иванищо придерзано. Как и приходит тут Илья Муромец, Скидывал он с себя платья-ты каличьии, Розувал лапотцы семи шелков, Обувал на ножки-то сапожки сафьянныи, Надевал …
Добрыня и Маринка
5
* * * Всего известно более ста записей былин о Добрыне Никитиче, из них вариант, записанный А.Ф. Гильфердингом 21 июля 1871 года в пудожcкoй деревне Рим от замечательного сказителя Петра Лукича Калинина, имеет особую ценность. В этом «контаминированном» варианте с огромным художественным мастерством соединены почти все известные сюжеты о Добрыне Никитиче: Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей, Добрыня и Забава Путятична, женитьба Добрыни, Добрыня и Алеша Попович. Сюжеты как старые, традиционные (Добрыня и Маринка, Добрыня и Змей), так и новые (женитьба Добрыни на богатырше Настасье Микулишне). Сказитель создал, таким образом, целую поэму о Добрыне Никитиче (в ней 11093 строк), по праву принадлежащую к лучшим образцам русского народного эпоса. Необычно и композиционное построение былины. Она разделена на три части, начинающиеся словами: Добрынюшки-то матушка говаривала, Никитичу-то родненъка наказывала. И далее следует развитие сюжета, в первом случае матушка наказывает Добрыне не ходить к той …
Исцеление Ильи Муромца
7
А во славном во русском царстве, А во той ли деревне Карачарове, У честных у славных родителей, у матери Был сп о рожен тут сын Илья Иванович, А по прозванью был славный Муромец. А не имел Илья во ногах хожденьица, А во руках не имел Илья владеньица; Тридцать лет его было веку долгого. Во тое во летушко во красное А уходили родная матушка да батюшка А на ту ли на работу на тяжелую, А оставался Илья да одинешенек. А сидит-то Илья да Илья Муромец; А приходили ко Илье да три старчика: – А уж ты стань, Илья да Илья Муромец, А ты напой-ко нас да голоднешеньких, А ты накорми-ко нас да сытешенько! - Ай говорил Илья да таковы слова: – А накормил бы вас да сытешенько, А напоил бы вас да пьянешенько - А тридцать лет века долгого А у меня нету в ногах ни хожденьица, А во руках у меня нету ли владеньица. - А говорили ли старцы прохожие: – А уж ты стань, Илья да Илья Муромец! А ты стань-ко, напои да накорми нас ты, жаждущих.- А говорил Илья да таковы слова: – А уж я рад бы встать на резвы ноги - А у …
Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова
7
Но рекосте: «Мужаимеся сами, преднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» А чи диво ся, братие, стару помолодити! Коли сокол в мытех бывает, — высоко птиц възбивает, не даст гнезда своего в обиду. Но се зло: княже ми непособие — наниче ся годины обратиша. Се у Рим кричат под саблями половецкыми, а Володимир — под ранами. Туга и тоска сыну Глебову! Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти — удалыми сыны Глебовы. Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкают, акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме! Вступита, господина, в злат стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича! Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи …
Первоисточники: Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись (сборник)
2014
6.25
Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым. Сим же, и Хам и Иафет, разделив землю и бросив жребий, чтобы не вступать никому в удел брата, жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, то замыслили они создать столп до неба в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот сорок лет, и не завершен был. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и язык един». И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и есть остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки. По разрушении же столпа и по разделении народов приняли сыновья Сима …
Путешествия в мифы: Коса богини Рады
2014
5
А вот игрушка, привезенная бабулей из Ирландии, была, напротив, совсем простой на первый взгляд. Лея помнила, как в своих рассказах о путешествиях в эту страну бабушка всегда называла Ирландию «изумрудом в оправе из холодного серебра». Таким был и этот прозрачный шар – из красивого стекла глубокого темно-изумрудного цвета, с тоненькими полосками, искусно прорисованными серебристой краской. А на самой макушке красовался изящный листик клевера. Конечно же, четырехлистного – на счастье. Лея аккуратно достала первый шар и, прежде чем повесить его на ветку, решила внимательно разглядеть его. Эту игрушку бабушка Леи привезла из своего длинного путешествия по России. Она рассказывала, что не покупала его, а увидела на елке в одном из музеев города Углича. Шар был не старинным, не представлял никакой исторической ценности, но невероятно красивым: на прозрачном белом стекле рукой виртуозного мастера серебряной краской были вырисованы узоры, как те, что мы видим на замершем окне зимним морозным утром. …
Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена
5
По пути на левой стороне стоит церковь Стефана Первомученика, на этом месте он был убит камнями, в этой церкви находится его гробница. Здесь близ городской стены находится плоская каменная гора, которая треснула во время распятия Христа и зовется это адом. Входят в Иерусалим все люди с великой радостью воротами, близ дома Давидова, со стороны Вифлеема. Это ворота Вениаминовы. Как войдешь в город, на правую сторону путь идет через город в церковь Святая Святых, а на левую – к церкви Воскресения, где хранится гроб Господен. О церкви Воскресения Церковь Воскресения кругла, имеет двенадцать круглых столпов по фасаду и шесть столпов задних, мощена красиво мраморными плитами, имеет шестеро дверей. На хорах имеется шестнадцать столпов. А под хорами наверху написаны мозаикой пророки, как живые стоят. Над алтарем написан мозаикой Христос. В великом алтаре изображено мозаикой сотворение Адама. На самом верху изображено мозаикой Вознесение, на обеих половинах на двух столпах написано мозаикой Благовещение. …
Вавила и скоморохи
5
У честн о й вдовы да у Ненилы А был о у ней чадо Вавила. А поехал Вавилушка на ниву Он ведь нивушку свою ор а ти, Еще белую пшеницу засевати: Родну матушку свою хочет кормити. А ко той вдове да ко Нениле Пришли люди к ней веселые. Веселые люди, не простые, Не простые люди – скоморохи. Уж ты здравствуешь, честн а вдова Ненила! У тебя где чадо да нынь Вавила? – А уехал Вавилушка на ниву. Он ведь нивушку свою ор а ти. Еще белую пшеницу засевати: Родну матушку хочет кормити. — Говорят как те ведь скоморохи: Мы пойдем к Вавилушке на ниву, Он не идет ли с нами скоморошить? — А пошли скоморохи к Вавилушке на ниву: – Уж ты здравствуешь, чадо Вавила, Тебе дай бог нивушку ор а ти, Еще белую пшеницу засевати, Родну матушку тебе кормити. – Вам спасибо, люди веселые, Веселые люди, скоморохи; Вы куда пошли да по дороге? – Мы пошли на инищее царство* Переигрывать царя Собаку, Еще сына его да Перегуду, Еще зятя его да Пересвета, Еще дочь его да Перекрасу. Ты пойдем, Вавила, с нами скоморошить. — Говорило …
'Хожение за три моря' Афанасия Никитина
5
Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю: все товар белой на бесерменьскую землю, перец да краска, то и дешево. Ино возят ачеи морем, ини пошлины не дают. А люди иные нам провести пошлины не дадут. А пошлин много, а на море разбойников много. А разбивают все кафары, ни крестияне, не бесермене; а молятся каменым болваном, а Христа не знают, ни Махмета не знают. А ис Чюнеря есмя вышли на Оспожин день к Бедерю, к болшому их граду. А шли есмя месяць до Бедеря; а от Бедеря до Кулонкеря 5 дни; а от Кулонгеря до Кольбергу 5 дни. Промежу тех великих градов много городов; на всяк день по три городы, а иной по четыре городы; колко ковов, толко градов. От Чювиля до Чюнеря 20 ковов, а от Чюнеря до Бедеря 40 ковово, а от Бедеря до Кулонгеря 9 ковов, а от Бедеря до Колубергу 9 ковов. В Бедере же торг на кони, на товар, да на камки, да на шелк, на всей иной товар, да купити в нем люди черные; а иные в нем купли нет. Да все товар их гундустанской, …
Добрыня и Дунай
5
Добрыня и Дунай Лучше побудить да потегатися, Да силушки своей да попытатися». - Ох ты ой еси, ты удалой добрый молодец! Да будет тебе спать – пора вставать, От великого сну пробужатисэ, От великой хмелинки просыпатисэ!- Розбужался Добрыня от великого сна, Садилса Добрыня на добра коня, Поехали они во чисто поле. Они тогда съехались. Добрыня победил Дуная. Как тут было, не знаю. Три раза съезжались. Выпадал Дунай из седёлышка, Скокал Добрыня с добра коня. Расстёгивал латы железныя, Порол Добрыня груди белые. Розбудил он Добрынюшку Микитица, Хваталисе они дратца на рукопашецку, Они билисе, дрались да трои сутоцки. Как о ту ныньце о пору, да о то время Кабы стар-ле казак да Илья Муромец, Выезжал стар казак да во чисто поле, Как со тем же Олёшинькой Поповицом, Говорит стар казак дак Илья Муромец: – Ой ты ой есь, Олёшинька Поповиц брат! Слезывай ты тепериця со добра коня, Припадаи-ко к земле да юхом правыим, Не стуцит-ле-де-ка матушка сыра-земля, Не дерутца-ле где руськие богатыри; Кабы два …
Илья Муромец в ссоре с Владимиром
6.25
Илья Муромец в ссоре с Владимиром Ох вы люди мои, люди добрые, Люди добрые, шабры ближние! Вы скажите мне про старое, Про старое про бывалое, Про старого казака Илья Муромца! Как старый казак в поход ходил Под тоё ли же под матушку под Софу-реку; Как коня седлал как с двора съезжал Он брал свою сбрую ратную, копье морзомецкое, Выезжал он во далече во чисто поле Наезжает он в чистом поле диковинку: Разъездную походную красну девицу. Не доехавши, он остановится: – Ох ты гои еси, душа ли красна девица! Ох ты что одна в чистом поле казакуешь? Какого ты роду – царского, или барского, Или сильного роду княженецкого? Возговорит красна девица: – Ох ты гои еси, старый казак Илья Муромец! Я не царского роду, и не барского, И не сильного роду княжецкого: Я жила-была у батюшки дочь гостиная, Я бежала, красна девица, со новых сеней, От того Олеши Поповича От насмешника пересмешника Возговорит старый казак Илья Муромец: – Ох ты гой еси, душа ли красна девица! Ох ты что мне давно не сказалася? Я бы с …
Послание Климента, митрополита русского, написанное к смоленскому пресвитеру Фоме, истолкованное монахом Афанасием
5
Что же пакы сего Соломона родивый: «яко благоволиша раби твои камение и персть его ущедрят».[5] Да о каменьи ли Бог Отецъ или о персти глаголеть, то коли ми велиши, любимиче, разумти камение ти персть? Се бо Богъ Отець о апостолхъ глаголет. Аще ли почитаю Бытийскых книгъ боговидца Моисия: «Рече бо Господь Богъ: Се бысть Адам яко и мы и яко един от нас, и нын да не простеръ руку возмет от дрва жизни».[6] Ни ли того почитати тщеславиа ради? Се исперва лукавый враг диавол и человеконенавстникъ, не могий никакоже прельстити умна и словесна человека, Богомъ почьщена, но едину от скотъ земных обрте себ змию съсуд и ходатаицю и тою испустилъ живый глас въ уши Еввы, поушая ю на прострение рукы ко дрву разумному добру и злу и на вредное то вкушение. И виждь, кацми ти глаголы лстивыи поущает ю, и подвижет ю, и быстру творит на дло вкушениа. Глаголет бо к ней: «Аще снста от дрва, будета, яко Богъ, разумюща злу и добру».[7] Жена же, сущи акы немощна, посл жь мужьжа бывши, въ равеньство возвыситися …
Повесть о разорении Рязани Батыем
5
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича 12 своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам …
Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия (сборник)
2015
6.6
Глубине книжных познаний князя и его окружения вполне соответствует и сама проповедь Илариона, демонстрирующего блестящее знание Ветхого и Нового Заветов, исторической, богословской, проповеднической литературной традиции Византии и Славии. При этом произведение Илариона построено вполне оригинально. Исследователи отмечают, что ему нет аналогий в византийской проповеднической литературе. Иларион опровергает активно внедряемую в последние годы теорию «анонимности древнерусской литературы». Эта теория явно списана с историй литератур западноевропейских: французская, немецкая, английская литературы действительно начинались с записей и обработки произведений устного народного творчества. Только в том случае, когда нашу литературу начинают со «Слова о полку Игореве», она может быть подогнана, да и то с трудом, под европейский шаблон «анонимности». Если же все-таки начинать с начала, то нельзя не увидеть замечательное авторское сочинение, созданное на полтора столетия раньше героической поэмы …
Что думают ученые о Велесовой книге
6.4
В 1994 и 1995 гг. выходят два идентичных по составу издания ВК, подготовленные А. И. Асовым. [15] Рецензентами книги, как указано на ее колонтитуле, были слависты И. В. Левочкин, Ю. К. Бегунов и Р. Мароевич, что должно было придать ей статус научного издания. Помимо воспроизведения текста ВК, его перевода и комментариев книга содержит полемику с критиками ВК. А. И. Асову кажется, что он смог доказать реальность графики и языкового строя памятника. Он пишет: «Прямым лингвистическим и историческим доказательством (подложности текста. — О. Т.) можно было бы признать отсутствие в памятнике какой бы то ни было языковой системы и смысла. В предыдущих главах я, думаю, уже отвел подобные обвинения». [16] О том, что ВК отличает именно отсутствие «языковой системы» и она, вопреки Асову, [17] содержит многочисленные лингвистические несуразности, свидетельствующие о примитивной филологической подготовке ее создателя, подробно писал А. А. Алексеев. [18] Неудачны, на мой взгляд, и попытки А. И. Асова …
Святогор и Илья Муромец
7
Вариант 3 На тых горах высокиих, На той на Святой горы, Был богатырь чюдныи, Что ль во весь же мир он дивныи, Во весь же мир был дивныи- Не ездил он на Святую Русь, Не носила его да мать сыра-земля. Хотел узнать казак наш Илья Муромец Славнаго Святогора нунь богатыря. Отправился казак наш Илья Муромец К тому же Святогору тут богатырю На тын было горы на высокий. Приезжает тут казак да Илья Муромец А на тыи было горушки высокий Ко тому же Святогору да богатырю, Приезжает-то к ему да поблизехонько, Ай поклон ведет да понизёхонько: – Здравствуешь, богатырище порныи, Порныи богатырь ты да дивныи!- – Ты откуда, добрый молодец, Как тя нарекают по отечеству?- – Я есть города нунь Мурамля А села да Карачаева, Я старый казак да Илья Муромец. Захотел я посмотреть Святогора нунь богатыря: Он не ездит нунь на матушку сыру-землю, К нам богатырям да он не явится.- Отвечает богатырь было порныи: – Я бы ездил тут на матушку сыру-землю,- Не носит меня мать сыра-земля, Мне не придано тут ездить на Святую …
arrow_back_ios