Древнерусская литература

Сортировать:
На этой странице вы можете найти и скачать книги жанра «Древнерусская литература» бесплатно. Для поиска используйте функционал сортировки книг по рейтингу, количеству просмотров, дате публикации, c помощью него расширяются возможности, вы сами оцените простоту и удобство интерфейса. Читать книги из жанра «Древнерусская литература» можно на мобильных устройствах с Android и iOS: iPhone, iPad, а также на Kindle. Надеемся вам понравится!
Слово о полку Игореве
1995
8.25
16 И настала тяжкая година, Поглотила русичей чужбина, Поднялась Обида от курганов И вступила девой в край Троянов. Крыльями лебяжьими всплеснула, Дон и море оглашая криком, Времена довольства пошатнула, Возвестив о бедствии великом. А князья дружин не собирают. Не идут войной на супостата, Малое великим называют И куют крамолу брат на брата. А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе. Далеко ты, сокол наш могучий, Птиц бия, ушел на сине море! 17 Не воскреснуть Игоря дружине, Не подняться после грозной сечи! И явилась Карна и в кручине Смертный вопль исторгла, и далече Заметалась Желя по дорогам, Потрясая искрометным рогом. И от края, братья, и до края Пали жены русские, рыдая: "Уж не видеть милых лад нам боле! Кто разбудит их на ратном поле? Их теперь нам мыслию не смыслить, Их теперь нам думою не сдумать, И не жить нам в тереме богатом, Не звенеть нам серебром да златом!" 18 Стонет, братья, Киев над горою, Тяжела Чернигову напасть, И печаль обильною рекою По селеньям …
Сказания о стародавних временах русских
2003
8.13
Имея на руках 20 томов трудов Ю. П. Миролюбова и проведя некоторые исследования, мы пришли к выводу, что весь имевшийся у него материал он разделил на три части: одна часть была переведена, обработана и оформлена им в виде «Сказов Захарихи» (на манер «Народных русских сказок» А. Афанасьева), вторая часть послужила базой для написания книг, а третья часть — собственно «Велесова книга» — оказалась наиболее трудной для перевода, поскольку язык её был специфический, жреческий, предназначенный для летописей и обрядовых молитв, а не «облегчённый», как в «Сказах», предназначавшихся широкому кругу простых людей. Поэтому «Велесова книга» и сохранилась в своём первоначальном виде и так попала к своим дальнейшим исследователям А. Куру (Куренкову) и С. Лесному (Парамонову). При этом Ю. Миролюбов всячески противодействовал их обнародованию. Так, в своём письме к С. Лесному от 26.01.1957 г. из Сан-Франциско (США) он пишет: «Текста „Дощекъ Изенбека“ интегрально я сам не понимаю! Я разбить его, какъ мне …
Моление Даниила Заточника
8.13
Добра жена — венець мужу своему и безпечалие; а зла жена — лютая печаль, истощение дому. Червь древо тлить, а зла жена дом мужа своего теряеть. Лутче есть утли лодии ездети, нежели зле жене тайны поведати: утла лодиа порты помочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубить. Лепше есть камень долоти, нижели зла жена учити; железо уваришь, а злы жены не научишь. Зла бо жена ни учениа слушаеть, ни церковника чтить, ни Бога ся боить, ни людей ся стыдить, но всех укоряет и всех осужаеть. Что лва злей в четвероногих, и что змии лютей в ползущих по земли? Всего того злей зла жена. Несть на земли лютей женской злобы. Женою сперва прадед нашь Адам из рая изгнан бысть; жены ради Иосиф Прекрасный в темници затворен бысть; жены ради Данила пророка в ров ввергоша, и лви ему нози лизаху. О злое, острое оружие диаволе и стрела, летящей с чемерем! Не у кого же умре жена; он же по матерных днех нача дети продавати. И люди реша ему: "Чему дети продаешь?" Он же рече: "Аще будуть родилися в матерь, то, возрошьши, …
Народные русские сказки. Том 1
1985
8.13
Поехал Федор странствовать. Едет, едет и на пути видит: лежат три рати-силы побитые. «Кто здесь живой, — окликает странствующий герой, — скажи: кто побил эти рати?» В ответ ему слышится голос: «Подай воды напиться». Подает Тугарин воды раненому и узнает от него, что победила все три рати Анастасия Прекрасная, а сама отдыхает теперь в шатре. Приехал Тугарин к шатру Анастасии Прекрасной, привязал своего коня, вошел в палатку, лег сбоку девицы и заснул. Анастасия Прекрасная проснулась прежде; разбудила незваного гостя и сказала: «А что — станем биться или мириться?» Отвечал ей Тугарин: «Коли наши кони станут биться, тогда и мы попробуем силы!» — и спустили они своих коней. Кони обнюхались, стали лизать друг друга и пошли дружно пастись вместе. Тогда Анастасия Прекрасная сказала Федору Тугарину: «Будь ты мне мужем, я тебе — женою!» Как ото всех народных произведений, от сказок веет поэтическою чистотою и искренностию; с детскою наивностию и простотою, подчас грубою, они соединяют честную откровенность …
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
8
Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати — Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися. Потом мати моя овдовела, а я осиротел молод и от своих соплеменник во изгнании быхом. Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том же селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить во церковь, — имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после ево вся истощилось. Она же в скудости живяше и моляшеся богу, да же [17] сочетается за меня совокуплением брачным; и бысть по воли божии тако. Посем мати моя отыде к богу в подвизе велице. Аз же от изгнания переселихся …
Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
2013
7.71
Это святое дерево язычества – не только уменьшенная копия Вселенной, а еще его стержень, без которого мир упадет. Аналогичные представления о структуре мира и его оси зафиксированы в мифологиях многих народов земного шара. В фольклоре и литературных сказках миф о Мировом Дереве пережил трансформацию: появилась волшебная палочка, которая сначала была веткой этого дивного священного дерева. Прикосновением такой палочки герой может творить разные чудеса: добывать целебную воду из камня, оживлять мертвого, превращать тыкву в карету, а мышей в коней (сказка «Золушка») и т. п. В христианском рождественском обряде почитания зеленой ели также прослеживается реликт мифа о Мировом Дереве. Мировое Дерево объединяет Землю со звездной Галактикой, потому ель венчали звездой и украшали огнями, чтобы она светилась ночью, словно звездное небо. На ветки ели цепляли позолоченные орехи, яблоки, восковые фигурки ангелов, птичек, разных животных, которые символизировали богатство природы Мирового Дерева и вместе …
Русский фольклор.Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки. игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья
1985
7.63
ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ В начале марта дети заклинивали весну: — Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку. * * * Дождик, дождик, пуще Дай хлеба гуще! * * * Уж дождь-дождём Поливай ковшом! Ситом, реш'aтом, Целым ушатом! * * * Дождичек, роси, роси, Девушка, расти, расти! * * * Когда дожди «зарядят», станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко — Дам тебе веретешечко, Насыплю горошечка. * * * Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка. * * * Радуга-дуга, Перебей дождя! * * * Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя: * * * Радуга-дуга, Принеси нам дождя, * * * Радуга-дуга, Не пей нашу воду, * * * Уродися, репка, Ни густа, ни редка, С мыший хвост, С тараканий нос… * * * Коровушка, буренушка, Подай молочка, Покорми пастушка. * * * После купанья, чтобы избавиться от воды, …
Русские былины
7.57
Исцеление Ильи Муромца А во славном во русском царстве, А во той ли деревне Карачарове, У честных у славных родителей, у матери Был спорожен тут сын Илья Иванович, А по прозванью был славный Муромец. А не имел Илья во ногах хожденьица, А во руках не имел Илья владеньица; Тридцать лет его было веку долгого. Во тое во летушко во красное А уходили родная матушка да батюшка А на ту ли на работу на тяжелую, А оставался Илья да одинешенек. А сидит-то Илья да Илья Муромец; А приходили ко Илье да три старчика: – А уж ты стань, Илья да Илья Муромец, А ты напой-ко нас да голоднешеньких, А ты накорми-ко нас да сытешенько! – Ай говорил Илья да таковы слова: – А накормил бы вас да сытешенько, А напоил бы вас да пьянешенько – А тридцать лет века долгого А у меня нету в ногах ни хожденьица, А во руках у меня нету ли владеньица. – А говорили ли старцы прохожие: – А уж ты стань, Илья да Илья Муромец! А ты стань-ко, напои да накорми нас ты, жаждущих. – А говорил Илья да таковы слова: – А уж я рад бы встать …
Велесова Книга
7.29
5.а-I Это жертва наша, есть мед-сурья в девяти силищах людских, на солнце ставили на три дня, после тех сквозь вялину процежена, та будущая наша жертва Богам Прави, которые ведь наши праочи, либо это ода, идем от Дажьба и станем Славени в Славлении Богов наших, никогда не просим и не молим о благах своих, это либо Боги подсказывают нам, ходите до Руси. Нежели о врагах Матерь Сва слова поет нам, спевает воинственно на врагов. Тому верим, так как слово его о птице Вышнее, о Сварге простые летят от нас … Это либо князей наших избираем, да будет их, о нас печитесь, да придет враг — за кромы наши. Кроми течи не будет, так как зов ратей сам-то Сноп знает, так как сами молим Славу и никогда не просим о ином, если не потребовалось живот набить. Это либо зрячие отцы наши и Орей. До облаков ходя, те восхищены были и силою до Перуньковой кузницы; видел там Орей как Перунько кует мечи на врагов, и куя, говорит тому: — Это стрелы. Меч имеем на воинов, то Я, не смейте бояться их, как зеницу их до пуди, …
Повесть временных лет
7.25
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь». Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: …
Вольга
7.17
Закатилось красное солнышко За лесу (шки за) темные, за моря за широкие, Россаждалися звёзды частые по светлу небу: Порождался Вольга сударь Буславлевич На святой Руси. И рос Вольга Буславлевич до пяти годков, Пошол Вольга сударь Буславлевич по сырой земли; Мать сыра-земля сколыбалася, Звери в лесах разбежалися, Птицы по подоблачью разлеталися, И рыбы по синю морю разметалися, И пошол Вольга сударь Буславлевич Обучаться всяких хитростей-мудростей, Всяких языков он разныих; Задался Вольга сударь Буславлевич на семь год, А прожил двенадцать лет, Обучался хитростям-мудростям, Всяких языков разныих. Собирал дружину себе добрую, Добрую дружину, хоробрую, И тридцать богатырей без единаго, Сам становился тридцатыим: – Ай же вы, дружина моя добрая, хоробрая! Слушайте большаго братца атамана-то, Вы делайте дело повеленое: Вейте веревочки шелковые, Становите веревочки по темну лесу, Становите веревочки по сырой земли, А ловите вы куниц, лисиц, Диких зверей, черных соболей И подкопучиих белых заячков, …
Исцеление Ильи Муромца
7
А во славном во русском царстве, А во той ли деревне Карачарове, У честных у славных родителей, у матери Был сп о рожен тут сын Илья Иванович, А по прозванью был славный Муромец. А не имел Илья во ногах хожденьица, А во руках не имел Илья владеньица; Тридцать лет его было веку долгого. Во тое во летушко во красное А уходили родная матушка да батюшка А на ту ли на работу на тяжелую, А оставался Илья да одинешенек. А сидит-то Илья да Илья Муромец; А приходили ко Илье да три старчика: – А уж ты стань, Илья да Илья Муромец, А ты напой-ко нас да голоднешеньких, А ты накорми-ко нас да сытешенько! - Ай говорил Илья да таковы слова: – А накормил бы вас да сытешенько, А напоил бы вас да пьянешенько - А тридцать лет века долгого А у меня нету в ногах ни хожденьица, А во руках у меня нету ли владеньица. - А говорили ли старцы прохожие: – А уж ты стань, Илья да Илья Муромец! А ты стань-ко, напои да накорми нас ты, жаждущих.- А говорил Илья да таковы слова: – А уж я рад бы встать на резвы ноги - А у …
Святогор и Илья Муромец
7
Вариант 3 На тых горах высокиих, На той на Святой горы, Был богатырь чюдныи, Что ль во весь же мир он дивныи, Во весь же мир был дивныи- Не ездил он на Святую Русь, Не носила его да мать сыра-земля. Хотел узнать казак наш Илья Муромец Славнаго Святогора нунь богатыря. Отправился казак наш Илья Муромец К тому же Святогору тут богатырю На тын было горы на высокий. Приезжает тут казак да Илья Муромец А на тыи было горушки высокий Ко тому же Святогору да богатырю, Приезжает-то к ему да поблизехонько, Ай поклон ведет да понизёхонько: – Здравствуешь, богатырище порныи, Порныи богатырь ты да дивныи!- – Ты откуда, добрый молодец, Как тя нарекают по отечеству?- – Я есть города нунь Мурамля А села да Карачаева, Я старый казак да Илья Муромец. Захотел я посмотреть Святогора нунь богатыря: Он не ездит нунь на матушку сыру-землю, К нам богатырям да он не явится.- Отвечает богатырь было порныи: – Я бы ездил тут на матушку сыру-землю,- Не носит меня мать сыра-земля, Мне не придано тут ездить на Святую …
Святогор и тяга земная
7
Вариант 1 Поехал Святогор путем-дорогою широкою, И по пути встрелся ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня К тому прохожему, Никак не может догнать его: Поедет во всю рысь – прохожий идет впереди; Ступою едет – прохожий идет впереди. Проговорит богатырь таковы слова: «Ай же ты, прохожий человек, Приостановись не сомножечко, Не могу тебя догнать на добром коне». Приостановился прохожий, Снимал с плеч сумочку И кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь: «Что у тебя в сумочке?» «А вот подыми с земли, так увидишь». Сошёл Святогор с добра коня, Захватил сумочку рукою, Не мог и пошевелить; Стал здымать обема рукамы, Только дух под сумочку мог подпустить, А сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова: «Что это у тебя в сумочку накладано? Силы мне не занимать стать, А я и здынуть сумочку не могу».- «В сумочке у меня тяга земная».- «Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут, Звеличают как по изотчины?»- «Я есть Микулушка Селянинович».- «Ты още скажи, Микулушка, …
Илья Муромец и Калин-царь
7
Старыя казак да Илья Муромец А идет ён да во бел шатёр. Приходит Илья Муромец во бел шатёр; В том белом шатри двенадцать-то богатырей, И богатыри всё святорусскии, Они сели хлеба-соли кушати А и сели-то они да пообедати. Говорит Илья да таковы слова: – Хлеб да соль, богатыри да святорусскии, А и крестный ты мой батюшка, А й Самсон да ты Самойлович!– Говорит ему да крестный батюшка: – А й поди ты, крестничек любимый, Старыя казак да Илья Муромец, А садись-ко с нами пообедати.– И он выстал ли да на резвы ноги, С Ильей Муромцем да поздоровкались, Поздоровкались они да целовалися, Посадили Илью Муромца да за единый стол Хлеба-соли да покушати. Их двенадцать-то богатырей, Илья Муромец, да он тринадцатый. Оны поели, попили, пообедали, Выходили з-за стола из-за дубоваго, Они господу богу помолилися; Говорил им старыя казак да Илья Муромец: – Крестный ты мой батюшка, Самсон Самойлович, И вы, русскии могучии богатыри, Вы седлайте-тко добрых коней А й садитесь вы да на добрых коней, Поезжайте-тко …
О России в царствование Алексея Михайловича
7
6. По смерти же его осталися: сын его царевичь Алексий Михайловичь да три тщери царевны. И мало время минувше, патриарх, и митрополиты и архиепископы и епископы, и архимариты и игумены, и весь духовный чин, соборовали, и бояре и околничие и думные люди, и дворяне и дети боярские, и гости и торговые и всяких чинов люди, и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали сына его, нынешняго царя, и учинили коронование в соборной болшой первой церкве и молили Бога. А когда царя коронуют, и в то время бывает ему помазание елеом, и потому имянуется Помазанник. И после того власти, и бояре и ближние и всяких чинов люди, на государстве его поздравляли. И по поздравлению, патриарх, и митрополиты и архиепископы и епископы, и иныя власти, царя благословляли образами и подносили хлебы, и бархаты, и объяри и отласы и камки золотные и простые, и соболи, и серебряныя сусуды; а бояре и ближние люди, и столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и жилцы, и полковники, и дворяне и дети боярские …
Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова
7
Но рекосте: «Мужаимеся сами, преднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» А чи диво ся, братие, стару помолодити! Коли сокол в мытех бывает, — высоко птиц възбивает, не даст гнезда своего в обиду. Но се зло: княже ми непособие — наниче ся годины обратиша. Се у Рим кричат под саблями половецкыми, а Володимир — под ранами. Туга и тоска сыну Глебову! Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти — удалыми сыны Глебовы. Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкают, акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме! Вступита, господина, в злат стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича! Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи …
arrow_back_ios